Новости

В Педагогическом колледже представили опыт регионов по развитию профобразования лиц с овз


Семинар «Актуальные вопросы развития инклюзивного профессионального образования» собрал в Петрозаводском педагогическом колледже всех тех, кого тема касается непосредственно, а информация необходима для дальнейшего развития данного направления в рамках своей профессиональной деятельности.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор Педагогического колледжа Оксана Старшова:

- Дорогие друзья! Нам всем есть, чему друг у друга учиться. Уже более пяти лет Колледж как базовая площадка аккумулирует ресурсы для работы в направлении поддержки, сопровождения и содействия людям, которые в этом нуждаются. Мы установили теснейшее партнерское взаимодействие более, чем с 40 организациями. Данный семинар - максимально практико-ориентированный. Педколледж выступает здесь как методический центр, оказывая непосредственную помощь, прежде всего тем, кто реализует на местах свои образовательные программы для ребят с особенностями здоровья.

После выступления руководителя работа продолжилась в формате докладов участников. Коллеги из разных организаций поделились своими наработками.

На базе Педколледжа создано структурное подразделение - Ресурсный учебно-методический центр по инклюзивному профессиональному образованию. Сотрудники Центра доложил об основных направлениях его деятельности, среди которых - профориентация лиц с овз, обучение специалистов сферы инклюзивного образования, комплексное сопровождение студентов с инвалидностью, организация конкурсов "Абилимпикс".

Поездка на пятый национальный чемпионат в Москву – прекрасный пример успешной деятельности Центра и организации сетевого взаимодействия. Пять медалей, привезенные с конкурса, – это заслуга не только самих участников, но и наставников, работающих с ними почти круглый год. Охват организаций, которые они представляют, достаточно широкий: колледжи и техникумы, школы, общественные организации, университет.

Александра Богданова, заведующая кафедрой специальной педагогики Ленинградского института развития образования, проинформировала о сопровождении обучающихся с тяжелыми нарушениями развития. Она представила инклюзивную модель обучения, позволяющую учесть интересы детей и потребности общества, рассказала о вариантах реализации адаптированной программы и показателях того, что программа работает.

Ведущий специалист Института медико-биологических технологий РУДН из Москвы Юлия Мельник сообщила о тьюторском сопровождения лиц в инклюзивной группе.

Дмитрий Тёлушкин, заместитель директора Мурманского колледжа экономики и информационных технологий, акцентировал внимание слушателей на сетевом взаимодействии как важном ресурсе развития инклюзивного образования. Участники семинара узнали, как работа в данном направлении организована в Мурманске. Дмитрий Павлович отметил, что благодаря разработанной программе партнерского взаимодействия, вырос процент успешности лиц с овз и их трудоустроенности.

Преподаватели из финского колледжа Луови рассказали о своем учреждении и системе адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде и на рынке труда. Колледж Луови – самое крупное учебное заведение Финляндии, предназначенное для студентов с особыми образовательными потребностями. Здесь обучаются более 300 студентов и для каждого разработаны индивидуальные планы. Специальные методики работы для ребят с глубокими поражениями помогают им социализироваться, жить, общаться, а позже находить работу. После колледжа 83 % студентов начинают трудовую деятельность, 12% продолжают обучение, 5 % занимаются чем-то иным.

О том, как решаются проблемы занятости инвалидов в Республике Карелия и, как осуществляется взаимодействие с работодателями, доложила ведущий специалист Управления труда и занятости Татьяна Макрицкая. В регионе государство финансово поддерживает работодателей, принимающих на работу инвалидов: выделяются субсидии на оборудование рабочего места, доступности входной группы, реализуется программа наставничества при трудоустройстве.

Заместитель директора Центра диагностики и консультирования Наталья Черкасова рассказала о сложностях, возникающих в системе среднего профобразования при обучении инвалидов. Среди основных – не должным образом организованная профориентационная работа и боязнь самих родителей заявить об имеющихся проблемах.

Еще один выступающий - Магумов Михаил Валерьевич – поделился своей историей получения образования и поиска работы, рассказал, с какими трудностями можно столкнуться и, как их преодолеть. В настоящее время Михаил открыл массажный кабинет и занимается любимым делом. По словам Михаила, необходимо совершенствовать институт наставников, так как ничто для людей с нарушением здоровья не способно заменить минуты человеческого общения.

После выступлений все желающие смогли посетить мастер-классы по игровым технологиям в обучении, виртуальной и дополненной реальности, тифлопедагогике, эбру-терапии и адаптивной физической культуре. Каждый смог задать вопросы специалистам, найти точки соприкосновения и обменяться контактами.
Второй день семинара был посвящен одной очень непростой теме – разработке адаптированных образовательных программа для лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе среднего профессионального образования. Грамотная адаптированная программа позволяет обеспечить личностное развитие ребенка, его социализацию и усвоение учебного материала. Спикером выступила Ольга Звягина, кандидат педагогических наук, научный руководитель Ресурсного учебно-методического центра по инклюзивному профессиональному образованию.

Позднее, за круглым столом участники семинара отметили его безусловную пользу, актуальность и ценность полученной информации. Практическая направленность семинара, возможность сравнить свой опыт с опытом коллег, пополнить методическую копилку и позаимствовать то, что хотелось бы в дальнейшем использовать в своей деятельности - именно это стало итогом работы. Коллеги высоко оценили накопленный годами опыт команды Педагогического колледжа, которая настроена на то, чтобы иметь возможность выстраивать дальнейшую траекторию развития.