Новости

Специалисты из Москвы, Ленинградской области, Финляндии и Карелии представили опыт работы по профессиональному обучению инвалидов


Одним из центральных мероприятий деловой программы чемпионата «Абилимпикс» стал круглый стол «Развитие системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в регионе». Модераторами выступили директор Педагогического колледжа Оксана Старшова и руководитель общественной организации «Гармония», специалист Национальной библиотеки Олег Черепанов.


Как справедливо отметила Оксана Старшова, важно, чтобы большая команда «Абилимпикса» имела возможность проанализировать, какой уникальный опыт накоплен, какие ресурсы подтянуты и подтягиваются, и каков вектор дальнейшего развития. В рамках круглого стола состоялись выступления коллег, которые помогли сделать определенные выводы.

С 2017 года Петрозаводский педагогический колледж является базовой образовательной организацией по поддержке инклюзивного профессионального образования в регионе. Здесь созданы Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и Региональный центр развития движения "Абилимпикс". Заместитель директора Оксана Теряева рассказала об основных направлениях работы базовой организации.

Обучение инвалидов по адаптированным образовательным программам, методическое сопровождение, осуществление консультаций, профессиональная ориентация и диагностика – лишь некоторые из них. Базовая организация располагает самым современным оборудованием для обучения лиц с овз, проводит семинары и курсы для педагогических и управленческих работников по вопросам инклюзивного профессионального образования, предлагает возможности освоения оборудования.

Накопленный педагогический опыт Колледжа в сфере инклюзивного образования отметил Олег Черепанов:

- Работая вместе с коллегами, я привожу в Колледж слушателей, мы знакомимся с современнейшим оборудованием, которого в республике нет больше нигде. Нам предоставляют возможность использовать эти новые технические устройства для обучения людей с особенностями здоровья непосредственно на базе Колледжа.

Также Олег Анатольевич рассказал о возможностях тифлоинформационных технологий и их роли в образовании и дальнейшем трудоустройстве инвалидов по зрению. По его словам, сегодня педагогу крайне важно быть компетентным в вопросах информационной доступной среды, владеть новыми технологиям и уметь пользоваться оборудованием, чтобы помогать инвалидам по зрению преодолевать информационный барьер.

В числе участников круглого стола - представители специализированного профессионального колледжа Луови из Финляндии. Они рассказали о своей образовательной организации и системе адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде и на рынке труда.
Колледж Луови –самое крупное учебное заведение Финляндии, предназначенное для студентов с особыми образовательными потребностями. По словам финских коллег, работа в колледже строится на пяти принципах. Это - доверие, новаторство, умение, наставничество и радость. Основная цель - создание равных образовательных возможностей и индивидуальное сопровождение студентов в трудовую деятельность и качественную полноправную жизнь.

Специалистами разработаны подготовительные образовательные программы, когда студентам помогают определиться в профессии, а также курсы, подготавливающие будущих выпускников к самостоятельной трудовой деятельности и самостоятельной жизни.

В дистанционном режиме к обсуждениям присоединилась ведущий специалист Института медико-биологических технологий РУДН, эксперт Федерального методического центра Юлия Мельник, которая рассказала о профессиональном стандарте педагога инклюзивного образования.
Будучи человеком с инвалидностью и педагогом одновременно, Юлия озвучила, что главным правилом в сфере деятельности любого педагога является следование лейтмотиву: «Ничего о нас без нас!». Необходимо представлять реальные образовательные потребности людей с инвалидностью. Это и будет ключевым моментом качественно выстроенной деятельности и работы.

Как базовая площадка Педагогический колледж постоянно анализирует, какие наработки в области инклюзивного образования имеют ближайшие регионы.

- Сегодняшняя встреча – это как раз, та самая возможность, когда подтягивается ресурс других регионов, когда нам не просто удобно или нужно, нам экономически важно аккумулировать условия, которые есть и у нас, и у соседей, - подчеркнула Оксана Николаевна.

Так, например, Ленинградская область может показать пример по охвату инвалидов системой среднего профессионального образования, заинтересованности и социальной ориентированности бизнес-структур, грамотной политики по привлечению ресурсов.

Во Всеволожске создан Мультицентр социальной и трудовой интеграции. Уникальное учреждение обеспечивает комплексную профессиональную подготовку работников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам по профессиям рабочих и служащих, не требующих высокой квалификации.

Опытом работы Центра поделилась Екатерина Логинова, советник вице-губернатора Ленинградской области по вопросам образования, научный руководитель Учреждения. С учетом запроса рынка труда в Мультицентре студентов обучают таким профессиям, как уборщик помещений, оператор ЭВМ, обувщик, швея, изготовитель художественных изделий из керамики, пекарь, газонокосильщик, цветовод и другим.

Срок обучения варьируется от двух месяцев до полугода. В период обучения людям предоставляется проживание и необходимая оборудованная доступная среда. Позже специалисты Центра сопровождают выпускника в трудоустройстве, в период адаптации на рабочем месте.

- Сегодня много сделано в стране для лиц, имеющих особые образовательные потребности – это и система ранней помощи, и система дошкольного образования, школьного образования. Однако, система профессиональной подготовки и профессионального обучения мало разработана. Поэтому так важно сегодня уделять значение тем наработкам, которые есть в каждом субъекте Российской Федерации. Только обобщая тот опыт, который есть в регионах, мы создадим единую базовую модель, позволяющую каждому инвалиду реализоваться с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей, - резюмировала Екатерина Логинова.